Права человека и социализм

3 февраля 2013 -
article1628.jpg

Общественный резонанс № 1 (13) 2013

 

Любое левое подлинно социалистическое движение может быть действительно таковым при обязательном условии: оно должно реально выступать за права человека, гуманизм и демократические свободы.

 

Однако только продекламировать эти лозунги недостаточно. Они должны быть смыслом нашей борьбы за всеобщее освобождение и человеческое счастье. Великая мировая правозащитная революция — краеугольный камень мировой

 

пролетарской социалистической революции. В конце концов, свобода, освобождение — единственное, во имя чего сабля может, более того, при необходимости должна быть вынута из ножен.

 

Разумеется, кое-кто может возразить, что повышение жизненного уровня, обеспечение порядка — важнее свободы, что если предложить выбор между колбасой и свободой, то большинство людей выберут первое. Категорически отвечу на это: такого выбора не бывает. И тот, кто попытается его сделать в пользу колбасы, неизбежно не получит ни того, ни другого. Очень жалко, что многие люди этого не понимают.

 

А между тем, диктатура не обеспечивает населению материального благополучия. Уровень жизни в нацистской Германии 30-х годов был заметно ниже, чем в соседних странах (Бенилюксе, Франции, Швейцарии). Бедствовало население милитаристской Японии, где после буржуазной «революции Мэйдзи» правительство проводило политику интенсивного накопления капитала за счет чудовищной эксплуатации народных масс. Между прочим, это накопление напоминало аналогичный процесс, проводившийся государственно-капиталистическим режимом сталинистской России. Здесь, начиная с конца 20-х годов, жизненный уровень существенно упал по сравнению с нэповским временем, когда он заметно превысил показатели 1913 года. Более того, он был в целом даже ниже царских времен начала века. Население бедствовало. Еще в начале 50-х годов люди зачастую, например, на праздники, танцы, развлекательные мероприятия ходили в той же одежде, что и на работу. Конечно, при Хрущеве уровень жизни начал несколько повышаться. Но разве можно было сравнить его с западным, даже в самые «благополучные» брежневские времена?

 

Чрезвычайно низким был уровень жизни в Румынии времен Чаушеску. Катастрофический в тоталитарной Северной Корее. Что же касается так называемой Китайской Народной Республики, то реальный уровень потребления там не очень-то возрос по сравнению с потрясающей бедностью маоистских времен. И это при репрессивности режима ненамного меньшей, чем при Мао и еще больших, чем нежели тогда, масштабах эксплуатации трудящихся. Резко возросли бедность и нищета в Чили при кровавой диктатуре Пиночета. Подобные примеры можно приводить еще долго, ибо их много.

 

Очень важно, чтобы люди поняли: свобода и достойная жизнь — неразделимы. Материальный достаток — это тоже свобода, свобода от лишений, нищеты. Подлинный либертарный социализм, о котором мечтали Маркс и Энгельс — это

 

прежде всего освобождение человечества вообще и любого человека в частности от унизительной заботы о куске хлеба, что неотделимо от полного освобождения всех и каждого от любых форм эксплуатации и угнетения.

 

Первым шагом к такому освобождению было, по мысли основоположников марксизма, завоевание демократии. Не надо забывать, что тогда ни в одной стране мира не было, по сути, даже всеобщего избирательного права. Это в полной мере касалось и самых демократических стран. Вообще демократия начала становиться более-менее настоящей только в последние десятилетия. Напомню некоторые факты.

 

В США только в 1935 году были введены отпуска для трудящихся и система пенсий. Впервые в истории сколько-нибудь заметное пенсионное обеспечение начали вводить в конце XIX века в Новой Зеландии, затем в начале XX столетия в Англии и Австралии. (По минимуму.) Во Франции оплаченные отпуска для рабочих ввели в 1936 г., тогда двухнедельные. В Австралии так называемые аборигены получили равноправие лишь с 1969 г. В тех же США равные права для чернокожих, избирательное право для них (по крайней мере на юге) стали реализовываться в 1964-1970 годах. Только с 60-х годов на Западе по-настоящему, в полный рост начало претворяться в жизнь социальное государство. Ряд стран добился в этом плане огромных успехов.

 

И хотя сейчас, последние десятилетия, капитал предпринимает довольно энергичное наступление на «социалку», все-таки в последнее время в мире многое изменилось в лучшую сторону.

 

Идеи прав человека, в том числе и социально - экономических, пробивают себе дорогу в жизнь.

 

Впервые в человеческой истории более-менее сформировался общий свод законов, касающийся человеческих прав. Разработаны декларации и конвенции по данной проблематике. Вот некоторые из них:

 

«Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей».

 

«Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

 

«Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания».

 

«Конвенция о правах ребенка».

 

На Западе достигнут большой прогресс в деле защиты прав несовершенолетних. В ряде стран: Швеции, Норвегии, Дании, Лихтенштейне, Коста-Рике, Австрии, Израиле, Испании, Новой Зеландии и некоторых других — бить, пороть детей и подростков прямо запрещено законом. Господствуют принципы свободного воспитания.

 

В современных скандинавских странах школа — это в значительной мере самоуправляющееся государство детей, куда родителей не только не вызывают, но без согласия самих учащихся могут и не пускать. И общество великолепно существует без карательно-репрессивной педагогики.

 

Считаю, что человечеству нужна Великая антиконсервативная революция. В педагогике, в отношениях между людьми, вообще во всем. Это очень важное звено на пути к всеобщему освобождению, его составная часть.

 

Соблюдение (или несоблюдение) любых прав человека — не внутреннее дело каждой страны, а проблема всего человечества. Пока они нарушаются где бы то ни было в каких угодно аспектах и формах, — мир в опасности. Наш долг — способствовать осознанию всеми этой простой истины.

 

Владимир Сиротин

 

 

А что можем сделать мы? Ну хотя бы не проходить мимо нарушений человеческих прав, где и кем бы они не совершались! Будь то силовые структуры, начальство на работе, учителя; преподаватели в школах, учебных заведениях; родители, старшие родственники в семьях. Бороться, вмешиваться, давать отпор. Ей-Богу, мир может стать хоть немного чище и добрее...

← Назад