25 художественных фильмов о революции
Приветствуем вас в разделе «Кино» на сайте www.sd-inform.org «За социальные права и политические свободы!».
Расскажем ниже о 25 лучших представленных на сайте фильмах на историко-революционную тему
1. Стачка (1925), режиссёр Сергей Эйзенштейн.
2. Братья (1929), реж. Вернер Хохбаум.
О рабочем движении в Гамбургском порту. Год 1896. В доках зреет забастовка из-за невыносимых условий труда и нежелания администрации повышать зарплату. Одним из лидеров становится молодой докер, пытающийся доказать своим товарищам необходимость согласованных действий с другими пролетариями города. Однако портовых рабочих никто не поддерживает, после чего полиция приступает к решительным действиям. Одним из полицейских, брошенных на подавление стачки, является брат главного героя.
3. Мать (1955), реж. Марк Донской.
4. Битва за Алжир (1966), реж. Джилло Понтекорво.
В центре фильма – события алжирской борьбы за независимость в 1954-1960 гг., пропущенные через воспоминания томящегося в застенке главного героя.
5. Кровь кондора (1969), реж. Санхинес.
6. Мятежная Патагония (1974), реж. Эктор Оливера.
В 1920 рабочие Патагонии, объединённые в анархистские и социалистические сообщества, решили объявить забастовку с требованиями,
направленными на улучшение условий труда. При посредничестве представителя президента Аргентины подполковника Савалы удалось добиться заключения трудового договора между работодателями и сельскими рабочими, и забастовку прекратили. Однако работодатели отказались выполнять условия договора, забастовка вспыхнула снова и стала всеобщей. Ситуация вышла из-под контроля, и правительство Иригойена из Буэнос-Айреса снова отправляет подполковника Савалу для восстановления порядка…
О национальном герое Польши Ярославе Домбровском (1836—1871), боевом офицере, окончившем Академию Генштаба в Петербурге. За активное участие в восстании 1863г. Домбровского приговорили к смертной казни, которая была заменена 15 годами каторги. Бежав из тюрьмы, Домбровский уехал во Францию, где возглавил вооруженные силы Парижской Коммуны. Погиб на баррикадах.
8. Человек из мрамора (1976), реж. Анджей Вайда.
Студентка киношколы Агнешка снимает свой дипломный кинофильм о прославленном ударнике коммунистического труда Матеуше Биркуте, каменщике из Новой Гуты – промышленного района Кракова. Агнешка, пытаясь разузнать правду о его жизни, сталкивается и с горькой правдой о трудных для польского народа 1950-х годах. Путешествуя вместе со съёмочной группой на служебном «Робуре», Агнешка раскрывает всё новые завесы вокруг событий тех лет, добирается до людей, который знали Матеуша Биркута…
9. Кулак (1978), реж. Норман Джуисон.
Водители-дальнобойщики вступают в конфликт с шерифом одного из штатов, который штрафует их за малейшее нарушение. В знак протеста они образуют конвой – огромную колонну грузовиков, которая мчится по дорогам Америки, увеличиваясь за счёт прибывающих машин. Во главе конвоя становится дальнобойщик по прозвищу Резиновый Утёнок. Это прозвище и одновременно радиопозывной известного и уважаемого шофера, который ведёт свою небольшую армию на борьбу против коррумпированной полиции, неправедного закона и тёмных махинаций политиков. Ведь именно политики протолкнули федеральный закон, ограничивающий скорость движения на дорогах до смешных
11. Короткий рабочий день
Продолжение «Человека из мрамора». Начало 1980-х гг. Польша охвачена забастовочным движением. Радиожурналист Винкель получает задание сделать компрометирующий репортаж о рабочем гданьской судоверфи, лидере забастовочного комитета Мацее Томчике. Отец Мацея был убит во время рабочих выступлений в декабре 1970. В процессе подготовки репортажа Винкель встречается с людьми, хорошо знающими Томчика, в том числе с его женой Агнешкой, арестованной властями. Лояльность режиму самого журналиста подвергается испытанию… В эпизодах в роли самих себя лидеры «Солидарности» Лех Валенса и Анна Валентынович. В фильме использованы документальные кадры забастовок на Гданьской судоверфи в 1980. Снятый под интенсивным политическим давлением незадолго до краха авторитарного режима, "Человек из железа" был закончен за несколько часов до его премьеры на Каннском кинофестивале (1981), где фильм получил "Золотую пальмовую ветвь".
13. Дантон
Взяв общеизвестный исторический сюжет по пьесе Станиславы Пшебышевской "Дело Дантона" из эпохи Великой Французской революции 1789-1793 гг., Анджей Вайда в центр своего фильма поставил личную драму Дантона, темпераментно сыгранного Депардье. Ноябрь 1793. Адвокат Жорж Дантон возвращается из своего деревенского затворничества в Париж, чтобы остановить кровавый террор, начатый его другом и соратником Робеспьером. Впервые в истории вступает в силу «неумолимая логика революции», запускается машина возрастающего насилия, гильотина работает на износ. "Твердость и ещё раз твердость! К черту жалость – пережиток проклятого прошлого! Слабым не место в светлом будущем." Гуманисту Дантону суждено сложить голову на плахе, но его смерть – грозное предупреждение на века: революция пожирает своих детей...
14. Роза Люксембург (1986), реж. Маргарете фон Тротта.
Биографический фильм о выдающейся деятельнице с-д партии, женщине драматической судьбы – Розе Люксембург. В Социал-демократической партии Германии Роза Люксембург занимала крайне левые позиции, дав начало политическому направлению, которое впоследствии получило название люксембургианства (люксембургизма). В отличие от большевиков-ленинцев, люксембургианцы считали, что коммунистам следует ориентироваться на приход к власти с помощью демократических выборов, активно развивать работу по созданию рабочих советов, которые и должны формировать партийную структуру. Именно отношение к политическим свободам и гражданским правам является одним из кардинальных отличий люксембургианства от других марксистских течений. По мнению последователей Розы Люксембург, гражданские права в социалистическом государстве должны находиться на более высоком уровне, чем в буржуазной стране.
Будучи сторонницей сохранения демократических свобод, Роза Люксембург видела в их подавлении большую опасность для пролетарского государства, в том числе и для власти Советов. По мнению Люксембург, подавление демократических свобод неизбежно влекло за собой ослабление советской власти, сосредоточение властных полномочий в руках партии и партийной верхушки. Следствием такого положения дел рано или поздно становится подчинение партии и рабочего класса узкой бюрократической прослойке.
15. Почему убили Улофа Пальме
16. Убить Дракона (1988), реж. Марк Захаров.
Провидческий фильм, в котором слились воедино гениальные намёки Е. Шварца, ехидный сценарий Г. Горина и потрясающая режиссура. Странствующий рыцарь Ланцелот, бросает вызов Дракону, вступая с ним в единоборство. О противостоянии человеческого достоинства деспотизму, тирании, реакции. Это фильм, который надо пересматривать время от времени, хотя бы однажды в пять лет. На наш взгляд, он вечен, насколько может вообще что-либо быть вечным на земле. Залезть прямо в пасть Дракону… – вам это ничего не напоминает?
17. Раскол (9 серий) (1993), реж. Сергей Колосов.
Фильм посвящён возникновению и становлению РСДРП. Центральное место занимает II съезд РСДРП, на котором партия раскололась на большевиков и меньшевиков. Автор даёт широкую картину событий конца ХIХ – начала ХХ вв., острые дискуссии о путях развития партии и революции.
18. Земля и свобода (1995), реж. Кен Лоуч.
Молодой коммунист Дэйв решил поехать в Испанию сражаться с фашизмом. Его с приятелем-французом отправляют на фронт в Арагоне. Но при обучении добровольцев маузер взрывается прямо в лицо Дэйву. Он попадает в барселонский госпиталь, где встречает Бланку, тоже попавшую сюда с фронта…
19. Поборницы свободы
20. Капитаны Апреля (2000), реж. Мария де Медейруш.
Этот фильм целиком основан на событиях «революции гвоздик» в Португалии 25 апреля 1974, совершённой подпольным армейским «Движением вооруженных сил». Это была подлинная революция, радикально изменившая страну. Она положила конец самой долгой в Европе фашистской диктатуре, прекратились колониальные войны Португалии в Африке и тамошние её колонии обрели независимость.
21. Восстание (2001), реж. Джон Эвнет
1943 год. Польша. Нацисты собираются раз и навсегда покончить с еврейским населением Варшавского гетто, отправив их в «последний путь» – в концлагерь Треблинка. Но их зловещие планы дают сбой: вооруженные мужчины и женщины из Еврейской боевой организации» дали отпор фашистам. Сопротивление продолжалось с 4 апреля по 16 мая 1943. Две еврейских группы сопротивления Еврейская организация борьбы, 500 бойцов, и Еврейский союз борьбы, 200 бойцов, знавшие о нацистском план "окончательного решения" решили, что лучше умереть с оружием в руках, чем погибнуть в газовых камерах концлагерей…
В 1860 Джузеппе Гарибальди собирает отряд, насчитывающий всего тысячу человек, и намеревается совершить то, что уже много веков кажется невыполнимым – вновь сделать Италию единой. Невзирая на кажущуюся невозможность успеха, им это удаётся. «Эти оборванцы объединили Италию!» – восклицает в финале изумлённый офицер, видя результат их самоотверженной борьбы.
23. Лето липовцев (2010), реж. Доминик Ладож.
Трилогия Стоппарда "Берег утопии" – это панорама России, увиденная глазами выдающегося британского драматурга и напоминающая людям об их утраченных чертах. Три части "Берега Утопии" – "Путешествие", "Крушение" и "Спасение" – представляют собой самостоятельные пьесы, написанные на материале русской истории и посвящённые судьбам выдающихся деятелей, романтиков и мыслителей середины XIX в. Герои трилогии – революционер Александр Герцен, поэт Николай Огарёв, философ-идеалист Николай Станкевич, политик Николай Сазонов, анархист Михаил Бакунин, литературный критик Виссарион Белинский, писатель Иван Тургенев и многие другие (всего порядка 70 персонажей) – придерживались разных политических взглядов и оказали заметное влияние на развитие российского общества. Главные действующие лица трилогии переживают крах политических иллюзий и глубокие личные драмы. Пока герои заняты судьбами России и мира, возникают романы, распадаются семьи, умирают друзья, вырастают дети…
Когда чилийский военный диктатор Аугусто Пиночет под давлением международной общественности объявляет в 1988 году референдум о продлении своих президентских полномочий, лидеры оппозиции уговаривают дерзкого молодого рекламщика Рене Сааведру встать во главе кампании. Обладая ограниченными ресурсами и под неусыпным надзором стражей деспота, Сааведра со своей командой разрабатывают оригинальный план, как выиграть выборы и освободить страну от тирании. И, что самое потрясающее, план начинает работать!