Эдуард ШУЛЬЦ К вопросу о спасении европейской цивилизации

6 октября 2017 - samoch

Никто не заходит так далеко,                                                                                                                                                                         В любом отношенье, как тот,                                                                                                                                                                       Кто твёрдо не знает, шагая легко,                                                                                                                                                           Куда он так  бодро идёт. (Э. Ш.)

1. О предмете исследования

Существует ли предмет исследования, угрожает ли реальная опасность европейской цивилизации и нуждается ли она в спасении? Речь не идёт о космических или геофизических катаклизмах. Их предвестники достаточно надёжно определяются, и многие из них в принципе устранимы. Известно, например, что астероид Апофис сблизится с Землёй в 2029 г. и пройдёт, примерно, в 30×103 км от неё; известны и варианты реального устранения этой угрозы, и они станут более осуществимы при консолидации усилий многих развитых государств. Предугадываются и геофизические катастрофы, прогноз некоторых из них исчисляется на десятки лет вперёд, и они могут быть учтены. Установлено, например, японскими, американскими и российскими учёными, что в 2030 г. в районе Японии произойдёт серия сильных (9 баллов) землетрясений, возникнет цунами с высотой волны около 20 м, что может привести к гибели 130 млн человек в Японии и ближних к ней восточных регионах. Но это – не Европа. Озоновые дыры и глобальное потепление c частичным затоплением – это тоже не только для неё. Существуют ли угрозы именно для неё?

С моей точки зрения, существуют. Речь не идёт о предсказаниях Нострадамуса, жившего 500 лет тому назад, или бывших наших современников – Ванги и В. Мессинга. Хотя сделанные ими предсказания довольно тесно указывают время апокалипсиса. Многие относятся с оправданным недоверием к этим предчувствиям, и я, отчасти. Иное впечатление производят доклады  Римскому клубу, до сих пор не опровергнутые, предупреждающие о возможности исчезновения европейской цивилизации к середине текущего столетия, о чём говорят исследования академиков Гвишиани и Геловани. Более поздние расчёты д.ф-м.н. Г. Малинецкого, зам. директора ИПМ АН РФ, подтвердили справедливость предыдущих и приблизили дату катастрофы. Учёные НАСА при поддержке Научного центра исследований социальных и природных проблем США и Национального научного фонда провели моделирование (модель HANDYHUMAN And Nature DYnamics) современной европейской цивилизации для исследования её динамики. Руководителем являлся известный прикладной математик Сафа Монтешаррей. В расчётах приняли участие десятки учёных и программистов. Исследование учитывает динамику населения, климата, водоснабжения, сельского хозяйства, энергетики.

Соотношение этих факторов может привести к коллапсу нашей цивилизации уже через 10-20 лет в случае, если «эксплуатация природных ресурсов входит в противоречие с несущей способностью и запасами нашей планеты» на фоне «экономической стратификации общества на элиту (богатых) и массы (бедных).  <….>  ресурсы распределяются в обществе неравномерно, их распределение контролируется элитой. Массы производят богатство, но получают только небольшую его часть, не более минимума, необходимого для их физического выживания. <…> Некоторые члены общества и группы людей могут начать бить тревогу, требуя проведения структурных изменений в обществе, но элиты и обслуживающие их группы будут всячески противодействовать этим изменениям или не предпринимать никаких действий. <….> Соответствующие изменения могут предотвратить коллапс, а возможно и даже направят нашу цивилизацию на более стабильный путь развития. Для этого необходимо более справедливое распределение ресурсов, значительное сокращение их потребления, а также сокращение рождаемости. <….> Коллапса можно избежать в том случае, если потребление ресурсов на душу населения будет соответствовать несущей способности нашей планеты, а ресурс будет распределяться равномерно между всеми членами общества». В противном случае мы просто погибнем.  

Источник: Интернет-ресурс.

Подобные исследования провела и корпорация KPMG и UK Government Office of Science – Британская государственная научная ассоциация. Они пришли к похожим выводам, заключающимся в том, что продуктовый, водный и энергетический кризисы могут создать «идеальный шторм» через, примерно, 15 лет, и это ещё достаточно консервативная оценка. Вся наша цивилизация должна потребовать немедленной смены вектора развития. Техногенная цивилизация (и общество «потребления») себя полностью исчерпали. Требуется не только новая идеология для развития России и мира, но и новая модель их развития (https://cont.ws/post/256156).

Распад цивилизации в этих расчётах должен произойти по внутренним причинам. Но к ним де факто примыкают и внешние: ИГИЛ объявила джихад России и провозгласила своей целью образование мирового государства. Европа запускает на свою территорию массу  переселенцев, среди которых могут находиться исламисты-террористы, против которых обычные армии бессильны. Этот упрёк не призывает к устранению цивилизованных государств от помощи беженцам от разразившейся в восточных странах катастрофы. Но её преодоление должно иметь более организованный и безопасный характер. Решение проблемы, что называется, лежит на поверхности. И если она не решается должным образом, то это результат всё ещё сохраняющейся «атомизации» государств, делающих первые шаги в нужном направлении: в объединении народов, в глобализации.

2. Признаки увядания Европы

Они заметны невооружённым глазом:

В идеологии – ущербность «общества потребления» с его неоправданным расточительством и чрезмерной нагрузкой на природу. Международные экологические организации пытаются ей противостоять, но усилия их эфемерны, а призывы к «тарзанизму» – ущербны.

В экономике – монетарная, (а не физическая) составляющая, которая открывает колоссальные возможности для злоупотреблений, воровства денежных средств, вбрасывания необеспеченных денежных масс, инфляции и т.д.

В политике – она значительной мере устарела, стала не адекватной, не «замечает» становление нового эксплуататорского класса, гораздо более мощного, чем сменяемый им класс буржуазии. Это административно-чиновничий класс, имеющий в своих руках власть, информацию, вооружённые силы и научившийся профанировать демократию путём стирания граней между конкурирующими партиями, превращая их в одну партию, обслуживающую мародёров при власти.

В демографии – наблюдается снижение коэффициента воспроизводимости в ряде стран Европы ниже предельно допустимого (2.75), что ведёт к сокращению европейского населения. К тому же оно деградирует: значительная часть детей рождается с генетическими заболеваниями. В России, например, по некоторым сведениям, 9 из 10 детей рождается больными. Причём, половина из больных новорождённых имеет генетические заболевания. (Интересно, что детей индиго[1] тоже ~10% , и они не болеют (журнал «Тайны ХХ века» № 37-2015, с 20). Причины деградации социума в целом очевидны. Это распространённое пьянство и наркомания, синтетические добавки в пищу, концентрация населения в крупных городах, экологическое неблагополучие, гиподинамия. Это, кроме того, отсутствие конкуренции здоровых и сильных особей для получения права на продолжение рода, как это осуществляются у животных. Сказывается и истребление хищников, ведущих «санитарный» отбор – у людей оно компенсируется не достаточно. Роль хищников, впрочем, выполняют эксплуататоры, присваивающие прибавочный труд наёмных работников, т.е. часть их жизни, которую они тратят не на себя, а на наймодателя. Жертва как бы съедается не сразу, а по частям. Преодоление эпидемий и голода тоже в значительной мере вносит вклад в дисбаланс предусмотренной природой системы.

Живущий в США японский исследователь Митио Куси после II мировой войны предлагал новое устройство мира на базе «всемирного федерального правления». В психическом и физическом здоровье людей он усматривал фундаментальную основу такого мира, его фундаментальное средство. Следует принять во внимание, что наряду с дряхлением власти деградирует и управляемое им общество: происходит деградация здоровья населения, падает культура, толерантность. В книге «Рак и современная цивилизация» (1980 г. изд.) отмечает, что: «…сейчас больше заболеваний раком, нежели тридцать лет назад, когда начинались конструктивные исследовательские работы по этой теме». И далее там же: «Уже хорошо известно, что на протяжении нынешнего столетия заболеваемость раком, сердечно-сосудистыми болезнями, диабетом, умственными расстройствами и другими заболеваниями неуклонно растёт, причём почти у всех народов мира. Если это быстрое нарастание биологического упадка будет продолжаться, цивилизованному миру уже скоро предстоит пережить всеобщий крах.

Тридцать лет назад умственными расстройствами болел каждый двадцатый американец. Сейчас число их удвоилось (к 1980 г. Э.Ш.). С учётом этих и многих других тенденций становится ясно, население США, как и вся современная цивилизация в целом, находится на грани самоуничтожения из-за глубокой хронической биологической дегенерации. Времени, чтобы изменить ситуацию, осталось немного» (выделено мною, Э.Ш.).

Казалось бы, проблема оздоровления потомства и регулирования его численности вопиет, но до наших дней она не стала мировой, скоординированной задачей. Притом, что мусульманские народы имеют коэффициент воспроизводимости, в несколько раз превышающий европейский, а исламисты поставили себе задачу создать мировое государство. С их нашествием Европа окунётся в средневековье, её цивилизация падёт. Так что кровопролития избежать, по-видимому, не удастся.

3. Системность предлагаемых автором мер

Можно не воспринимать реальность угрозы (как-нибудь обойдётся); можно осознать её и допускать, что время потеряно, и выхода нет (будь что будет). Но можно попытаться исправить ситуацию. Предлагаемые мною меры образуют систему и опираются не на спонтанно найденные решения, а на фундаментальные предложенные автором ранее объективные законы социума[2].  Но и при рассмотрении этих мер нужно исходить из дилеммы: либо чем-то поступиться, либо в муках умереть. Митио Куси, как вы помните, сказал, что времени для изменения ситуации осталось немного, но будем иметь в виду закон ускорения социального времени, внушающий надежду на успех. Это один из упомянутых выше фундаментальных законов социума. Суть его состоит в том, что одинаковые приращения суммарной энергии социума происходят за уменьшающиеся временные промежутки; вместе с тем вырастает экономика и культура общества. Упомянем некоторые другие, доказанные в докладе «Динамической системе социума»[3]  и дающие шанс для выхода из развивающегося мирового кризиса.

Но прежде необходимо остановиться на одном из многих великих открытий Готфрида В. Лейбница, очень важном для дальнейшего рассмотрения проблемы. Им предложена величина действия, которая пропорциональна свободной энергии и времени её расходования. Эта величина нашла применение и плодотворно используется в физике, в том числе и в квантовой физике (квант действия или постоянная Планка h=6,626176 × 10-34 дж×с). Суть её состоит в том, что из многих версий движения свободная система (тело) выбирает такое, где на него затрачивается минимум свободной энергии (разность кинетической и потенциальной энергий движущегося тела). То есть, природа устроена так, что не тратит энергию напрасно, и для перемещения тела или перехода из одной фазы в другую расходует минимальную её величину. Если исходить из того, что социум есть часть природы, то применение к нему аналогичного оператора позволяет получить замечательные результаты. Один из них был уже указан, второй определяет вектор социального прогресса в сторону гармонизации общественных отношений. На них и следует опираться при рассмотрении вопроса о вероятности преодоления нависшей угрозы.

К сказанному следует добавить великую аксиому жизни (сформулированную в указанной статье) и подчеркнуть неотъемлемую составляющую жизни – сохранение и развитие ресурса жизни как природного космического феномена. Это имеет множество реализаций в конкретных случаях. Сюда относятся, например: инстинкты производства будущих поколений (во всей биосфере) от наиболее продуктивных и здоровых особей; разметка и защита жизненно необходимой для семьи продуктивной территории; защита потомства ценою иногда собственной жизни родителей, т.е. спасение большего количества жизни ценою частично уже прожитой. Расширение территорий в человеческом измерении включает в себя не только указанное свойство, но и дополняется (хотя бы на уровне интуиции) осознанием конечности земного ресурса и неизбежного стремления к глобализации к рациональному, а не варварскому, его использованию.

Леонардо да Винчи приписывается фраза: «если вы хотите изменить русло    реки, спросите у неё, куда она хочет течь?» Предлагаемые мною меры исходят из этого принципа.

Рассматривая социум, в настоящей его критической ситуации, и сознавая необходимость безотложных кардинальных мер его трансформации, рационально выбрать те из них, осуществление которых соответствует законам его естественного развития. И это, прежде всего, мобилизация усилий заинтересованных сторон в осознанном, целенаправленном, планомерном и ускоренном социальном прогрессе, состоящем в гармонизации общественных отношений. Рассмотрим тезисно предлагаемые меры, разделив их на экстренные и долгосрочные. 

4. Государство – стабилизатор и главный источник дисбаланса социума

Функция управления социумом является его базовой функцией, а не надстройкой, как это считалось до настоящего времени. В её отсутствие социум отсутствует. Она – сложная система, и как таковая, состоит из консервативной составляющей  (государственная власть) и оперативной (все формы самоуправления).

Как следует из теории систем, ни одна из этих форм не может длительно существовать в отсутствие другой: этатисты здесь так же не правы, как и анархисты.

Естественное развитие государства состоит в его укреплении, состоящем в основном из двух, казалось бы, противоречивых компонентов. Один из них – постоянная, хотя и постепенная (постепенность зависит от уровня культуры социума) передача части полномочий региональному и местному самоуправлению под лозунгом: всё, что может быть сделано на местах, должно делаться на местах. Второй заключается в глобализации, устанавливающей унифицированный порядок жизнедеятельности на большей территории, с исключением войн, установлением свободного перемещения людей и продуктов их труда. США не воюют с Канадой; в мире и относительном согласии сосуществуют страны Евросоюза; трудно было бы представить, чтобы республики СССР вступали в войну между собой. С его распадом, мы наблюдаем реализацию антитезиса. Оба эти вектора (глобализация и демократизация) приводят к гармонизации отношений в социуме, и, стало быть, соответствуют естественному закону его развития. Кроме того, глобализация приводит к увеличению жизненного ресурса союзников потому же принципу, по которому дикие живые организмы инстинктивно объединяются в семьи, стаи, прайды, стада и т.д. Состоит он в том, что жизненный ресурс объединения больше суммы ресурсов объединившихся единиц. То есть действует закон экономии природных ресурсов, её энергии, описываемый принципом минимума действия. Глобализация повышает жизненный ресурс земного социума: она приводит к разумному и управляемому использованию ограниченного земного ресурса, к сознательно регулируемой численности мирового социума, к существенному увеличению его мощности в противостоянии возможным геокосмическим катаклизмам. Это интуитивно угаданный К. Марксом путь к коммунизму, но без революций и упования на то, что диктатура пролетариата упраздняет эксплуатацию.

Ортодоксы станут возражать: дескать, где же в этой модели пролетариат как последний эксплуатируемый класс (увы, не последний!) и претворяемые им революции. Их у вас нет – стало быть, ваша модель утопична. Потому, что противоречит марксизму – «святому писанию». Не противоречит в главном и исправляет неизбежные ошибки. Наука (часть культуры) не стоит на месте: в эпоху Маркса не было интернета, иным было капиталистическое общество, не было теории систем, не было опыта построения «социализма» в неподготовленной для этого стране, с патерналистским преимущественно менталитетом подавляющей части её населения.

В новейшее время при устаревшей идеологии «общества потребления», процесс глобализации замедлил свой темп в странах развитой демократии, как и развитие самой демократии. Немалый вклад в сложившуюся ситуацию внесли два глобальных тоталитарных режима, развязавших вторую мировую войну и побуждающих европейский социум дорожить нуждающейся в модернизации демократией. Растёт безработица, имеет место коррупция на всех уровнях – от футбола до правительственных кругов. Растёт социальная напряжённость, притом, что массы не знают, как и куда им стоит двигаться. «Конкурирующие» партии не предлагают принципиально новые, соответствующие требованиям времени, модели (парадигмы); вцепляются одна в другую по мелочам и, приходя по очереди к власти, оставляют всё практически без изменения с неизбежным ухудшением ситуации. То есть на практике реализуется ситуация, когда при разнице в названиях у власти остаётся частично сменяющаяся правящая бюрократия, всё более трансформируясь во всемирного эксплуататора. В странах с единственной управляющей партией и псевдообразованиями под видом конкурирующих партий ситуация ещё хуже. Система управления вместо исполнения своей основной, диктуемой объективным законом функции, превращается в тотального эксплуататора с изощрённой пропагандой типа геббельсовско-сталинской; с псевдопартиями, с дряхлой идеологией или полным её отсутствием; сеет тотальную и нарастающую социальную напряжённость. Зреет бунт и война всех со всеми.

Теперь уже ясно, что главный стабилизатор условий существования социума – государственная власть – может стать, по ряду причин, и главным его дестабилизатором. Это происходит всякий раз, когда она запаздывает с передачей оправданной части полномочий самоуправлению (то есть с демократизацией режима); когда медлит с глобализацией на основе новой парадигмы – модели общества благоденствия. Назовём его так в отличие от общества процветания или «золотого миллиарда». В таком случае возникает наибольшая социальная напряжённость, приводящая к переворотам, революциям, гражданским войнам. Чаще всего, тогда происходит реформация. Но революция – зигзаг в развитии социума, затрата им лишней социальной энергии и жизненного ресурса. Революция противоречит закону минимума действия и, значит, она не  двигатель прогресса, это вынужденная реакция социума вследствие низкой его культуры; она его тормоз и должна остаться в прошлом. То же самое можно сказать и о войнах. Без революций трансформации управления практически не происходили в прошлом, однако какой ценой они достигались? С развитием науки и, в частности, науки о социуме, с внедрением численного моделирования и компьютеризации, становится возможным развитие социума без катаклизмов, без зигзагов, возникающих от незнания объективных законов и методов следования им.

Глобализация соответствует естественному закону развития социума. К ней необходимо двигаться всем заинтересованным странам мирным путём, сознавая её преимущества, целенаправленно, планомерно и ускоренно, т.к. время уже упущено. Если мировое государство не создадут цивилизованные страны мирным путём, его создадут адепты средневековья испытанным способом кровопролития.

Такая дилемма взывает к преодолению устоявшихся предрассудков. Такие страны и объединения, как США, Канада, Евросоюз, Россия и др., могли бы, совершенствуя такие международные институты как ООН, ЮНЕСКО и др., образовать союз с наибольшими природными ресурсами, мощной экономикой, высокой культурой и благородной естественной идеей – созидать общество благоденствия. К ним постепенно примкнут другие страны с мощной экономикой, возможно, Япония, Китай. Внутри такого сообщества не будет войн, а колоссальные средства, затрачиваемые ныне на вооружение, могли бы обращаться на реализацию стоящей перед ними мировой задачи. Вступать в войну с таким союзом не смогло бы ни одно государство. В него на конкурсной основе, мирным путём, входили бы и другие государства. Это был бы возможный путь к полному разоружению. На начальном этапе оружие массового поражения в необходимом количестве было бы сосредоточено в руках мирового правительства. Всем остальным регионам разрешалось бы иметь оружие для борьбы с возможными атаками террористов.

Это срочные меры первого этапа преодоления кризиса. Дальнейшее развитие цивилизации требует (по Марксу!) нового человека. За это стоит бороться. Его целенаправленно, в рамках новой мировой парадигмы необходимо формировать.

5. Заглянем в будущее

Новый человек будет воспитываться в убеждениях толерантного, гуманного и гармоничного мира, где каждый каждому – товарищ и друг. Он должен заботиться о развитии общества, его здоровье,  повышении общей культуры; впитать в себя желание сделать мир лучше, чем тот, в который он пришёл. Средства такого переустройства должны быть ему известны и привиты с детства.  Неизбежные противоречия необходимо вовремя замечать и решать с помощью научных методов. Особое внимание должно быть уделено профилактической медицины генетическому здоровью людей и их потомства с тем, чтобы предотвратить вырождение – только на этом пути может быть создана  «здоровая раса» социума из людей самых разных генетических корней. Говоря на техническом языке, людям предстоит создать «фильтр тонкой очистки», точнее – «генератор», пополняющий социум совершенно здоровыми людьми. В будущем такие новые люди станут всеобщим проектом, их воспитание и образование будет предметом постоянной заботы мирового правительства (совета) и органов самоуправления, независимо от того, будут ли они воспитываться в семьях, многодетных семьях с приёмными детьми, в детских коммунах или в каких-то других формированиях. Новые люди должны быть наилучшим образом подготовлены для жизни в коммунах.

Коммуны, построенные по отраслевому (артисты, художники, музыканты, учёные и др.) или универсальному принципу, могут стать другим перспективным проектом. Управляться они будут на демократической основе. Они станут эталоном социальной справедливости и свободы. Поначалу они преобразуют наш многополярный мир в двухполюсный. Первый состоит из инертного «ничто» и полюса зла: террористы, преступники, тюрьмы, исправительные лагеря, остатки тоталитарных обществ. Второй противопоставит первому мощную, кумулятивную силу развитой экономики, миролюбия, терпимости и толерантности. Добра не бывает много, и, стало быть, развитие его бесконечно. Нужно ли доказывать, что двухполюсный мир существенно ускоряет развитие социума? Это ли не путь к коммунизму? Стало быть, у мировой социал-демократии есть резоны включиться в реализацию обозначенного здесь проекта.

Параллельно с коммунами мировое правительство (совет) может содействовать развитию народных предприятий по типу «Мандрагоны». Это наиболее устойчивые и производительные предприятия, в которых отсутствует эксплуатация трудящихся.

Подводя итог, можно считать доказанным, что гармонизация социума через его глобализацию,  трансформацию функции управления и демократизацию даёт шанс на преодоление глобальных кризисов всякого рода. Да будет так!

***

Приложение

Андрон Кончаловский в сети «Мир тесен» разместил впечатляющую статистическую информацию о деградации населения в РФ:

1. Смертность.

За последние 20 лет в России вымерло более 7 млн. человек (опережение Бразилии и Турции на 50%, а Европу – в несколько раз); ежегодно РФ теряет по численности населения целую область, равную Псковской или крупный город, такой, как Краснодар; кол-во самоубийств, отравлений, убийств и несчастных случаев с летальным исходом  в РФ сопоставимы с уровнем смертности в Анголе и Бурунди. От наркотиков ежегодно гибнут 30 тыс. россиян; 70 тыс. от водки (в Афганистане погибло 14 тыс. наших солдат). По данным ВОЗ на одного гражданина РФ приходится 15 л. чистого спирта, а потребление его в количестве уже 8 л. угрожает выживанию нации.   По продолжительности жизни мужчин РФ занимает 160 место в мире, уступая Бангладеш; она занимает 1-е место в мире по абсолютной величине убыли населения. По оценкам ООН В РФ население в России от нынешних 143 млн. человек к 2025 году упадёт до 120-130 млн. Децимальный коэффициент (соотношение между 10 % наиболее богатого населения и 10 % наиболее бедного) ещё в 2013 г. достиг 16:1. (Критическое значение этого показателя составляет 8-10:1). На октябрь 2016 года за чертой бедности, согласно официальной статистике, жили 19,3 млн россиян, или каждый седьмой. 

2. Стагнация семьи.

У нас от 2 до 5 млн. беспризорников (после ВОВ их было 700 тыс.); В Китае на 1,4 млрд. населения их всего 200 тыс.  человек, т.е. в 100 раз меньше; 80% из 370 тыс. детей в детдомах имеют живых родителей – мы занимаем 1-е место по числу детей, брошенных родителями. 8 из 10 стариков в домах престарелых имеют родственников, способных их содержать.

По данным СК за 2010 год 105 несовершеннолетних стали жертвами преступлений: 1700 детей изнасилованы и убиты (опережаем Южн. Африку), т.е. каждый день в РФ убивают 4-5 детей.

3.Размер взяток в РФ за последнее время удесятерился.

4.В Сибири за последние 10 лет исчезло 11 тыс. деревень и 290 городов; средняя   плотность населения в Сибири и на ДВ – 2 чел./км²; в центре РФ – 46 чел./км², в Китае – 140, в Японии – 338  чел./ км².


[1] Дети индиго – псевдонаучный термин для обозначения детей, которые якобы обладают аурой цвета индиго. Им приписывают высокий уровень интеллекта, необычайная чувствительность, телепатические способности и многое другое (из Википедии). – Ред.

[2] Шульц Э. Гармонизация социальных отношений как мировой фактор развития // Демократия и социализм № 2-2015, с. 20-25.

[3] Доклад «Динамические системы социума» на семинаре АМО в Доме Плеханова; на VỊ Российском философском конгрессе, 27-30 июня 2012; частично изложен в книге «Университетское образование и гражданское общество», изд-во СПбГУ, 2006, с. 40-51.

 

← Назад