Эдуард ШУЛЬЦ ГАРМОНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК МИРОВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

17 сентября 2015 - samoch

Не зная броду, не суйся в воду.

1. О гармонии.

Гармония, возможно, одно из древнейших интуитивных представлений, которое имело космический хаос в качестве антитезы. Сегодня представления о таких категориях существенно расширены и уточнены, особенно в части социальных составляющих. В современных условиях реального кризиса европейской цивилизации указанные категории чрезвычайно актуальны и нуждаются в пристальном исследовании. 

В пространстве понятия «гармония», особенно, в гармонии социальной, многие философы и художники (эти более успешно) пытались найти способ выражения ощущения некой космической, всеобщей тенденции, закона всего сущего. Лишь немногим удавалось, преимущественно интуитивно, приблизиться к сути явления. Так Конфуций (4 в. до н.э.) утверждал: «когда красота есть в характере, тогда гармония поселяется в доме». Всё бы хорошо, но как определить красоту, которая, по известному высказыванию Ф. Достоевского, спасёт мир? Прекрасное в данном контексте, видимо, нужно отождествлять с гармоничным.   Будда (6-5 в. до н.э.) проповедовал: «когда гармония есть в доме, тогда порядок поселяется в народе; когда порядок есть в народе, тогда мир поселяется на земле».

В «Философском словаре» (М. «Советская энциклопедия», 1989) приводится определение: «гармония – категория, отражающая соразмерность и упорядоченность частей целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объекта», которое не представляется полным. С моей точки зрения, можно было бы определить гармонию как мировую константу, характеризуемую золотым сечением (в геометрии 1,618) и реализующуюся в стационарных состояниях сложных систем, благодаря минимизации энергии связи компонентов между собой и с объектом в целом.

Её реализация достигается в золотом делении, которое воплощается не только в художественных произведениях (архитектура, живопись, музыка), но и в земной природе и в космосе. Примером тому могли бы служить атомы в кристаллах, биогеоцинозы в биосфере, отношение больших полуосей планет в солнечной системе, отношение частоты звуков в гармоническом музыкальном ряду и т.д. «Поверить алгеброй гармонию» удавалось, вероятно, пифагорейцам, но может быть и ранее – египтянам в 4 в. до н.э., которых посещал Пифагор. Удивительны в этих взглядах не только непосредственно наблюдаемые явления ритмичной (закономерной) повторяемости восходов и заходов Солнца и Луны; времён года, фаз развития живых организмов, но соотнесение гармонии к мирозданию, к Вселенной, «к музыке сфер». Гераклит Эфесский (4 в. до н.э.) в книге «О Вселенной, о государстве и богословии» утверждал: «Всё происходит по необходимости и согласно с гармонией», считая, что «скрытая гармония лучше явной».  При помощи монохорда[1] пифагорейцы пытались определить звучания этих сфер, полагая их скрытой гармонией. Осознание вселенской принадлежности гармонии не могло в те времена обходиться без мистики, но и 20 столетий спустя гениальный В. Лейбниц предполагал гармонию «монад» предусмотренной абсолютом, «предустановленной» им.

Гармония представлялась древним антитезой хаосу, лишённому гармонии. На самом деле хаос содержит её в потенции. Элементы плазмы хаотичны, но при определённых условиях образуют атомы и молекулы газообразных, жидких и твёрдых тел. Фрагменты взорвавшихся звёзд хаотичны, но могут образовать новую гармоничную систему из звёзд и планет. В европейской цивилизации гармония выступает как категориальное выражение сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал.

В классических представлениях все элементы гармонических объектов внутренне сбалансированы. Например, отношения хищников и их жертв на первый взгляд кажутся дисгармоничными, но при внимательном рассмотрении оказывается, что они гармоничны. Это нашло своё отражение в уравнениях Вито Вольтерры[2], описывающих взаимозависимость одного из этих видов от другого.  И это означает, что вопрос о гармонии живых организмов следует рассматривать с позиций взаимосвязи всей живой массы на Земле, в русле биосферы.

Модернизм превозносит дисгармонию в качестве нормы и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциальной дисгармонии. То есть подчёркивается реальное наличие вселенского хаоса и его перевоплощение в гармонию при определённых условиях.

2. О социальной гармонии и социальной напряжённости.

Понимание социальной гармонии значительно сложней и определить её без опоры на представление о жизни, о биосфере, о социальной напряжённости и свободе невозможно, как и рассмотрение указанных (и других) категорий без опоры на понимание жизни. Определение из ФЭС: «Жизнь – форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ (непременное условие Ж.), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам её движения, приспособляемостью её к среде и т.д.» Несовершенства этого определения очевидны, т.к. некоторые из указанных свойств не являются особенностью только живых объектов. Имеется определение жизни, данное Ф. Энгельсом (Маркс К., Энгельс Ф. соч. т.20, с.82): «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».  Сам Энгельс признавал несовершенство своего определения: «Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них…»  И действительно, здесь по понятным причинам не указывается, что жизнь «питается» потоками информации и солнечной энергии и обладает высочайшей скоростью метаболизма за счёт вырабатываемых ферментов; она является открытой негэнтропийной  системой, и каждый её элемент гармонизуется, сбрасывая энтропию в окружающее пространство, т.е. это процесс, поддерживающий гармонию в живых системах; она образует с косным веществом Земли устойчивую многокомпонентную геобиосистему – биосферу, существенно трансформируя своей живой массой лик планеты. Чарльз Дарвин дополнил указанное определение представлением о высокой скорости изменчивости живых объектов, которая приводит к борьбе за жизнь, к естественному отбору. («Происхождение видов», соч. т. 3,  М.-Л, 1939 с. 666), но и его определение оказалось не полным. В интересующем нас контексте жизнь, полагаю, можно было бы определить следующим образом: все многообразие живых объектов – от простейших до приматов – в качестве основного объединяющего имманентного признака (наряду с адаптивностью, способностью поглощать из окружающей среды негэнтропию[3], энергию и информацию; высочайшей скоростью обмена веществ, и т.д.) обладает изначальным стремлением сохранять количество жизни: свою собственную (индивидуальную) жизнь, жизнь вида, жизнь на Земле как совокупность взаимодействующей и взаимозависимой жизни живой массы – биосферы.

Альберт Швейцер (в противовес картезианскому «я мыслю, значит существую») провозгласил принципиальную идею: «Я – жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить».  Это главный вектор мыслящего и не мыслящего живого – «живой массы материи». Именно эта, очень верно подмеченная, интенция лежит в основе образования планетарного фактора – биосферы. Определение биосферы приведём без ремарок из автора этой идеи Владимира Вернадского: «Биосфера – среда обитания жизни, т.е. среда, которая перерабатывается и организуется жизнью…  имеет определённое строение, сопряжённое с явлением жизни… Сама биосфера не является случайным образованием – она отвечает определённой форме организованности. Это устойчивая динамическая система…» 

Приведённые высказывания  позволяют сделать вывод, о том, что жизнь – ведущий элемент биосферы, есть некоторый вектор, генетически зашитый в живой массе и осуществляющий не только стремление к самосохранению и самовоспроизведению, но выполняющий важную планетарную миссию, одну из форм связи её с Солнцем. За счёт поглощения солнечной энергии сумма вещества, оставляемого каждым ушедшим поколением живой массы, больше суммы поглощённого им земного вещества. Это непреодолимый вектор, возможно более долговечный, чем Земля, если принимать идею панспермизма. С опорой на это обстоятельство будем рассматривать понятия социальной напряжённости, прогресса, социальной гармонии, свободы, культуры и т.д.

Социальная гармония есть такое качество общественных отношений, опирающихся на осознанное или бессознательное следование правилам, на нравственность и (или) любовь, наличие которого во взаимодействии индивидов между собой, обществом и природой приводит к минимальным потерям в сумме их жизней («не отравляет существования»), а по большому счету – увеличивает ее, способствует увеличению. Социальная гармония является естественной фундаментальной потребностью общества, необходима ему, свидетельствует об оптимальности условий наращивания «жизненного ресурса», «запаса жизни».

Наивысшей ценностью для каждого (в норме) и, следовательно, для всех нас (социума), была, остается и пребудет жизнь человека как представителя человеческого рода, увеличение вероятности его (рода) сохранения, улучшение условий его существования, увеличение «генного ресурса» социума.

Социальная напряжённость (Н) может быть определена следующим образом.

Движущим фактором социума (его «свободной энергией»), обеспечивающим наряду с социальной гармонией его развитие, является социальная напряжённость, оптимальное значение которой является конструктивным, а значения её за пределами оптимума деструктивны. Смеем утверждать, что оптимум центрирован у золотого сечения, представляющего собой в этом случае частное от деления гармонической части общественных отношений (0.618) на идеальный оптимум социальной напряжённости (0.382).

Оптимум историчен: приемлемое его значение на некотором отрезке исторического времени становится неприемлемым в последующие эпохи. Социальный прогресс, таким образом, может рассматриваться как сужение ширины оптимума, приближение его к идеальному. Содержащиеся здесь утверждения могут быть представлены как 4 взаимосвязанных постулата:

1. Движущим фактором социума, обеспечивающим (наряду с гармонией) его развитие, является социальная напряжённость, играющая роль свободной социальной энергии, т.е. энергии, которая употребляется на существование и развитие социума.

2. Социальная напряжённость имеет исторически обусловленную ширину оптимума, центрированного у золотого сечения (1.618).

3. В каждой исторической эпохе значения социальной напряжённости в границах оптимума конструктивны, за его пределами деструктивны.

4. Социальный прогресс представляет собой (в этих терминах) сужение ширины оптимума, приближение его к идеальному. Противоположный ход, т.е. её расширение – социальный регресс.    

Общей мерой для параметров социальной напряжённости (её обобщённых координат) – U (параметр системы управления), E (экономический параметр) и K (параметр культуры), как и самой социальной напряжённости Н, для целей моделирования, может служить количество человеческой жизни с собственными численными коэффициентами для каждого из этих параметров. Это не искусственно найденная (подобранная), а совершенно естественная универсальная мера указанных величин, ибо за все достижения и просчёты, за сохранение жизни мы расплачиваемся, в конечном счёте, её частью или большим её количеством. Абсолютной единицей этой меры служит продолжительность «затраченных» человеческих жизней или её часть, а относительной – отношение этой величины к постоянной, равной, например продолжительности человеческой жизни как вида (130 лет).

Для определения динамики развития социума предлагается некий оптимизационный принцип, с помощью которого было так же определено ускорение социального времени в истории его развития.

Оптимальное значение уровня Н может быть определено применением предложенного автором принципа минимума социального действия (ПМСД).  В фазовом пространстве обобщённых «социальных координат», характеристик социума – gi , их производных по времени  g′i  и  t, связанных между собой теми или иными функциональными соотношениями; каждая точка соответствует определённому его состоянию. Виртуальное перемещение в любую ближайшую точку, означающее переход социума в другое состояние по одному или нескольким параметрам, может происходить с той или иной вероятностью, но реальное - с наибольшей, в соответствии с минимумом социального действия – Di, который (в конечных приращениях) имеет вид:                                 

                                                (gi =n)    

                      minDi = min Σ Н(gi, gi , t ) ·Δti .   Или иначеdDi/dti = 0.    

                 (gi=1)                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Рассмотрение «стационарной» жизни социума  в промежутки времени, когда он не испытывает потрясений, Δti можно считать постоянной и вынести её за знак суммы, тогда минимизация будет осуществляться только по  Нiчто означает минимизацию социальной напряжённости, т.е. рост гармонизации социума, его прогресс. В течение промежутка времени, когда Нi  меняется мало, её также можно принять за постоянную и вынести за знак суммирования, тогда минимизируется время перехода общества от некоторой фазы социальной напряжённости к следующей. Иначе говоря, социум прогрессирует с уменьшением  социального времени, т.е. ускоренно, что и подтверждается историческим анализом. Наиболее вероятный переход на практике осуществляется социумом методом проб и ошибок – до тех пор, пока Н(gi,t) не примет оптимальное значение. Переход осуществляется в течение некоего времени эволюционно, но тем быстрее (с наименьшей величиной характерного времени в случае революции), чем выше значение Н(gi); или – чем выше степень социализации, развития социума. Знание объективных законов социума, действующих, как известно, «с железной необходимостью», актуально не только в прикладном аспекте (например, для моделирования), но и в эвристическом – для аргументированного ответа на вопрос о сути общественных процессов, о возможности влияния на них в соответствии с этими законами, а не методом проб и ошибок с непродуктивными зигзагами и откатами.

   Все разновидности социал-демократии (кроме экстремистских, разного рода большевиков и нынешних социал-империалистов) призывают к социальному прогрессу без потрясений, путём своевременных реформ параметров социума (прежде всего функции управления), если они не соответствуют требованиям текущего момента.

3.  Концепция преодоления глобального кризиса.

Объективный закон динамики всякого (в том числе и мирового) социума предписывает ему, как мы установили, гармонизацию в «ускоряющемся социальном времени». В том же темпе нарастают и катаклизмы в случаях ошибочно принятой стратегии развития, неадекватной  его естественной динамике. Исходя из вышеизложенного и предсказанного с помощью математического моделирования кризиса европейской (а, следовательно, и мировой) цивилизации в середине текущего столетия, можно предложить «дорожную карту» выхода из кризиса. Будем планировать его по принятым уже трём параметрам мирового социума: K, U, E, принимая во внимание, что указанная тема весьма сложна и обширна и может быть начертана здесь только схематично.

3.1 Реформа системы управления (U).

Как и всякая сложная система, U должна включать в себя, как минимум, две составляющие:  консервативную власть (государственность) и оперативную (региональное и местное самоуправление). Консервативная должна формироваться в качестве мирового правительства  (МП). Для принятия этого тезиса существует множество определяющих факторов и реальная возможность поэтапного осуществления. Имеются уже найденные его предпосылки: Лига Наций (1919-1946) и пришедшая ей на смену ООН с более широкими, но на текущий момент уже недостаточными полномочиями. Сюда же можно отнести Евросоюз, объединивший Европу. Всемирный парламент и МП создаются добровольным принятием международной хартии с передачей им существенных и планомерно нарастающих полномочий. Войны и оружие массового уничтожения должны быть повсеместно упразднены[4]; в регионах будут находиться только полицейские формирования; армии стран, входящих в мировую систему, упраздняются вместе с расходами на них. Силы быстрого реагирования с соответствующим вооружением организуются исключительно в подчинении МП. Экономические региональные объединения от изначальных, таких, какими они сформировались, поэтапно трансформируются в рассчитанные методом математического моделирования, исходящего из требования их самодостаточности по ресурсам и самоуправлению. Иными словами, привычные границы стран или федераций могут меняться в целях оптимизации их управления и улучшения благосостояния населения. Однако регионы с их инфраструктурой необходимы, хотя бы для осуществления самоуправления – оперативной составляющей U-компоненты, без которой она не состоятельна.

Регионы в рамках, установленных Хартией, имеют собственные парламенты и правительства, собственный бюджет. Местное самоуправление осуществляет всё, что может быть сделано на местах. Преференции – коммунам, действующим в рамках установленного на сей счёт закона с максимальной свободой и гражданской ответственностью. Коммуны дополнят систему воспитания общества позитивным «полюсом»: в современном социуме существует отрицательный (тюрьмы и лагеря) и «рыхлый» компонент, имеющий слабо выраженные тенденции к каждому из этих «полюсов». В современной России, отягощённой путинской реакцией, концентрация негатива аномальна, т.к. пропаганда делает ставку на детей и внуков тех, кто пережил эпоху сталинизма. Трансформация общества между двумя «полюсами» существенно более энергична, что вполне адекватно закону ускорения социального времени.

3.2 Экономика (Е)

Е должна базироваться на сохранении конкуренции между предприятиями разных форм собственности с узаконенными широкими правами профсоюзов и Советов трудовых коллективов (СТК) там, где не созданы народные предприятия, приглашающие управленцев (администрацию) на контрактной основе. Приветствуются кооперативы и индивидуальное творчество[5]. Экономика планируется и действует как мировая со своими региональными структурами.

3.3. Культура (К).

Культура, в отличие от установлений К. Маркса, является в современном мире базисным фактором социума: без формирования нового (адекватного ситуации) человека не возможна ни адекватная экономика (будет проявляться неправомерное присвоение чужого труда), ни адекватная система управления социумом. Предполагает всемерное повышение образования населения: от общего до специального (музыкального, художественного, спортивного), от начального до высшего, что должно планомерно внедряться и развиваться государством. Возможно использование тестирования особо одарённых и обучение их по доступным для них специальным программам. Формирование граждан из обывателей, то есть повышение КПД  интеллекта – важнейшая цель культуры.

3.4 «Фильтр тонкой очистки» мирового социума.

В современном «зашлакованном» социуме (за исключением первобытных племён) необходимо создать и интенсифицировать институты, способные улучшить генофонд человека. Совершенно недопустима для продолжения изменяющаяся в худшую сторону тенденция, когда до 80% детей рождаются с теми или иными, наполовину врождёнными, заболеваниями. Это – деградация человеческого фонда. Преодолеть её возможно с помощью мобилизации средств евгеники в сочетании со всемерными способами заботы о потомстве. При перспективах успеха науки этого направления эта идея может и должна применяться для подъёма качества мирового социума, приведения его к нормальному состоянию здоровья и гражданственности.  



[1] Монохорд (греч. однострунный). Здесь: прибор для муз.-акустических исследований. – Здесь и далее примечания редакции.

[2] Вито Вольтерра (1860-1940) – итальянский математик и физик.

[3] Негэнтропи́я, отрицательная энтропия (англ. negentropy), или синтропия (англ. syntropy) живой системы — энтропия, которую живая система экспортирует, чтобы снизить уровень собственной энтропии. Термин введён в теорию информации американским физиком Л. Бриллюэном.

[4] Не упразднены, видимо, а «сняты» в психоаналитическом смысле этого слова, как были «сняты» войны в Западной Европе после денацификации Германии и европейской интеграции. Более того, это станет возможно после осуществления всеобщего и полного ядерного разоружения. Автор, видимо,  намеренно опускает продолжающийся период локальных войн и «разборок» между странами демократического мира и странами-изгоями, страдающими тоталитаризмом.

[5] Идеалистический посыл. Работает, прежде всего, принцип здоровой конкуренции. Прим. автора: Индивидуальное творчество конкурентно по самой своей сути. Производственная – будет исходить из сравнения условий труда и его производительности. Это ли не здоровая конкуренция?

← Назад