Евгений САМОХВАЛОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛИСТЫ И ИХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВНИКИ

18 сентября 2015 - samoch

В этой статье мы постараемся дать ответ на следующие вопросы:

1)  кого в мире называют сейчас демократическими социалистами, социал-демократами, либертарными социалистами, еврокоммунистами, социал-реформаторами и социал-либералами;

2)      какие границы отделяют сейчас левых и правых социал-демократов;

3)      каковы основные политические принципы социал-демократов;

4)      кто называет себя в России социал-демократом, не являясь им на самом деле;

5)      с кем из левых организаций сейчас целесообразно сотрудничать?

В словаре иностранных слов Ф. Павленкова, изданном в России в 1907, даётся такое определение: «СОЦИАЛИСТЫ – сторонники учения, признающего возможным и необходимым изменение условий экономической жизни с целью равномерного распределения благ между всеми людьми. Эта общая цель представляется достижимою социалистам разными путями, почему социалисты делятся на несколько групп».

Кто же такие демократические социалисты (или социал-демократы)? Из названия очевидно, что это социалисты, считающие демократию необходимой формой социального и экономического развития общества – в отличие от диктаторских и авторитарных режимов.

Идеи демократического социализма вызревали в рамках различных социальных учений и движений за права трудящихся. Свой вклад в эти идеи внесли как марксистские теоретики, так и представители немарксистских течений; как революционные, так и реформистские социально-политические движения.

Современные российские социалисты опираются на отечественную традицию демократической и социалистической мысли и практики. Среди наших предшественников – российские народники и представители неленинских течений социал-демократии, отчасти и левые либералы. Большевистский этап Великой русской революции и диктатура коммунистической партии привели к жёсткому и необратимому отмежеванию демократических социалистов от антидемократической практики и оправдывающих её теорий.

Демократические социалисты разных направлений доказали верность своим убеждениям в вооружённой и мирной борьбе против диктатуры, в тюрьмах, ссылках и эмиграции, заплатили за них своими жизнями. В СССР традиция демократического социализма была разорвана, оболгана, но полностью не уничтожена. Мы отдаём дань уважения подпольным социалистическим кружкам 1920-х – первой половины 80-х гг., участникам рабочих выступлений, правозащитникам.

Плюрализм идейных истоков и теоретических обоснований демократического социализма был окончательно признан после Второй мировой войны и зафиксирован во Франкфуртской декларации (1951) Социалистического интернационала:

«Не важно, строят ли социалисты свои убеждения на основе марксизма или других методах анализа общества, вдохновляются ли они религиозными или гуманитарными принципами, все они стремятся к достижению одной цели – к системе социальной справедливости, лучшей жизни, свободе и миру во всём мире». [1]

Этот выбор был подтверждён в программах большинства социал-демократических и социалистических партий.

В Германии: «Демократический социализм, который в Европе глубоко уходит корнями в христианскую этику, гуманизм и классическую философию, не желает провозглашать никаких конечных истин – не из отсутствия понимания и не из безразличия к мировоззрениям или религиозным истинам, а из уважения к решениям человека в вопросах веры, содержание которых не должны определять ни политические партии, ни государство… Свобода, справедливость и солидарность, а также взаимная обязанность, вытекающая из общности людей, - таковы основные ценности социалистического устремления». [2]  

Сходную позицию выразили в 1952 году русские социалисты в эмиграции:

«Социалисты всего мира теперь уже знают, что нет «различных путей к социализму». Ибо не человек для социализма, а социализм для человека, — для того, чтобы обеспечить максимальное количество материальных и духовных благ максимальному количеству людей на основе максимального равенства и свободы… Единая социалистическая партия в послебольшевистской России будет широкой, терпимой, гуманитарной и свободолюбивой.  Готовить почву для создания такой партии является общей задачей всех, кто сохраняет верность знамени демократического социализма». [3]

Идеи демократического социализма получили также отражение в тексте Декларации социалистов России, принятой в 2013: «Мы объявляем своей целью общество политической, экономической и социальной демократии, то есть демократического социализма». [4]

В современной Германии к сторонникам демократического социализма себя относят Левая партия (Die Linke) и левое крыло СДПГ:

«Мы  –  демократические  социалисты,  демократические левые  с  разными  политическими  биографиями, идеологическими и религиозными воззрениями, мужчины и женщины,  старые  и  молодые,  коренные  жители  и иммигранты, объединились в новую левую партию…

Мы  преследуем  конкретные  цели,  боремся  за  такое общество, где ни один ребенок не будет расти в бедности, где все  люди  будут  жить  свободной  и  независимой  жизнью  в условиях мира, соблюдения прав и достоинства человеческой личности,  развитой  системы  социального  обеспечения, демократического  подхода  к  формированию  социального устройства.  Для  достижения  этих  целей  нам  необходима новая  экономическая  и  социальная  система  – демократический социализм…

Мы  боремся  за  изменение  существующих  порядков, потому  что  капитализм  с  его  неравенством,  эксплуатацией, экспансией и конкуренцией несовместим с этими целями». [5]

В 2007 на съезде в Гамбурге была принята новая программа СДПГ "Социал-демократия в XXI столетии", представляющая собой определённый компромисс правого и левого крыла партии.

Социал-демократы объявили своей целью построение в Германии демократического социализма, что означает обеспечение социальной справедливости, равенства шансов для всех членов общества и общественной солидарности.

В области экономики в качестве цели провозглашается увеличение ответственности успешных предпринимателей за наемных работников. В документе звучат требования о "справедливом налогообложении" крупных состояний и унаследованного имущества, введении гарантированного законом минимального размера оплаты труда.

Интересно, что новая программа воспроизводит положение Берлинской программы СДПГ (1989) об исторических корнях социал-демократии, среди которых, в отличие от Бад-Годесбергской программы (1959 г.) назван и марксизм[1].

При этом разница партийных позиций в трактовке сущности демократического социализма у СДПГ и Левой партии сохраняется. Для СДПГ – это развитие капитализма в сторону укрепления социальной демократии. Для Левой партии – это новое общество, несовместимое с капитализмом.

Таким образом, очевидно, что Левая партия Германии сохраняет незыблемыми основные положения Франкфуртской декларации Социнтерна, провозгласившей, что «…социализм стремится заменить капитализм системой, в которой общественные интересы имеют приоритет перед интересами частной собственности…»  Значительная часть членов Левой партии выступает за построение в будущем  справедливого бесклассового общества.

В современной России к сторонникам идеологии демократического социализма относится, например, организация под названием Левое социалистическое действие:

«Наша цель — общество политического, экономического и социального народовластия, то есть демократический социализм, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Мы считаем, что демократический социализм, в ходе развития научно-технического прогресса и производительных сил, перерастет со временем в бесклассовое общество, что в отдаленной перспективе частная собственность исчезнет ввиду большей справедливости общественной собственности, однако мы категорически против любых попыток её директивной отмены». [6]

На позициях демократического социализма стоит Международная группа левых демократов «Манифест». Близок к демократическому социализму так же ряд активистов Российского социалистического движения, прежде всего из платформы «Открытая левая».

Основа мировоззрения современных демократических социалистов –  радикальный гуманизм, когда человек, его права и свободы, возможности для самореализации являются высшей ценностью;  следование принципам радикального гуманизма означает борьбу против всех видов эксплуатации и угнетения, за политические свободы, демократию, равноправие и социальное равенство, за движение к обществу, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Демократические социалисты опираются на гуманистические тенденции развития цивилизации. Поддерживая идею социалистического переустройства общества, демократические социалисты являются противниками любой диктатуры.

Они также являются последовательными защитниками интересов людей труда и наименее защищенных слоев общества (инвалидов, пенсионеров, безработных, женщин и детей, студентов, многодетных семей и т.д.). К людям труда социалисты относят подавляющее большинство наёмных работников (за исключением топ-менеджеров, являющихся частью господствующего класса), в том числе творческую и техническую интеллигенцию, а также представителей малого бизнеса занимающихся индивидуальным трудом. Защита интересов труда против интересов капитала по-прежнему является основой деятельности социалистов.

Демократический социализм – это и состояние общества как цели, и движение к цели, когда реализация социалистических принципов и ценностей возможна уже сейчас. Демократический социализм исходит из неразрывности социализма и демократии, понимания, что «свобода – душа социализма».

Демократический социализм предусматривает развитие и углубление демократии, распространение её на все сферы жизни. Для демократических социалистов неприемлем принцип, который если и не провозглашается, то реально осуществляется при капитализме: «Демократия останавливается у ворот предприятия».

Без политической демократии невозможно обеспечить ни общественный контроль над хозяйственной системой, ни социальную справедливость. С другой стороны, неограниченная частная собственность, сосредоточение экономической власти в руках узкого круга собственников и топ-менеджеров крупных корпораций приводит к выхолащиванию гражданских прав и свобод, превращает их в формальность. Демократия плохо совмещается с необеспеченностью существования и ущемлением гарантии  социальных прав. Демократия не обязательно принимает форму парламентской, но её необходимыми признаками являются полнота политических свобод и политический плюрализм.

Будет ли демократический социализм лишь переходной стадией к какому-то принципиально иному общественному состоянию или длительно существующим периодом общественного развития – вопрос, на который демократические социалисты могут давать разные ответы, понимая, что лишь история покажет, кто был прав.

При этом они рассматривают социальное государство с большим государственным сектором как способ снятия части негативных эффектов капитализма. Социальное  государство не просто даёт каждому человеку равные шансы, но гарантирует каждому достойный уровень жизни, что достигается путем перераспределения власти и капитала, а также за счёт высокой доли государственной собственности в крупном бизнесе (в особенности, в монополиях). Предлагается обеспечить гарантированное государственное финансирование всех демократических институтов, включая средства массовой информации и политические партии. В плане внешней политики, на государство возлагается не только функция обеспечения доступа к внешним рынкам, но и защиты внутреннего рынка (протекционизм).

«Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнёрство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убеждённость в принципах свободы и братства, неуклонное следование обеспечению прав человека, защиту интересов всех трудящихся — не только рабочего класса, но и интеллигенции, крестьян, фермеров и среднего класса, включая мелких и средних предпринимателей.

В современной практике понятия «социал-демократия» и «демократический социализм» обычно разграничиваются: социал-демократами называют тех, кто выступает не за разрушение капитализма, а за его усовершенствование; в то же время, приверженцы демократического социализма отрицают капитализм как систему, уже не соответствующую уровню развития демократии и пытаются перейти к следующей социально-экономической формации, используя демократизацию и реформы. С противоположной стороны, социал-демократия граничит с социал-либерализмом, который делает акцент на выравнивании стартовых возможностей в рамках капитализма»[2].

В целом социал-демократы и демократические социалисты поддерживают общие принципы справедливости, свободы, равенства и братства. Вот перечень этих принципов:

·         Защита прав человека.

·         Борьба с дискриминацией по цвету кожинациональнойрелигиозной принадлежности, по полувозрастутипам сексуальной ориентации или внешнему виду, а также другим врождённым или приобретённым признакам.

·         Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).

·         Создание «государства всеобщего благосостояния».

·         Политический и идеологический плюрализм.

·         Социально ориентированная многоукладная экономика в противовес абсолютизированному свободному рынку.

·         Ограниченное государственное регулирование экономики.

·         Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.

·         Принцип справедливой торговли.

·         Равноправие и защита всех форм собственности.

·         Создание и поддержка действенной системы общественного контроля.

·         Создание мощного общественного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.

·         Национализация под общественным контролем стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеобрабатывающей промышленности и энергетике.

·         Социальное партнёрство между наёмными работниками и работодателями

·         Сотрудничество с профсоюзами.

·         Сокращение разрыва между богатыми и бедными.

·         Поддержка неимущих слоёв населения.

·         Система защиты экономических прав рабочих, предусматривающая:

o   ограничение рабочей недели, зависящее от уровня развития общества;

o   улучшение условий труда рабочих;

o   повышение минимальной зарплаты;

o   защиту от неоправданного увольнения;

o   борьбу с безработицей.

·         Эффективная система социального обеспечения, предусматривающая:

o   всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет всё население страны;

o   государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны;

o   государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице;

o   государственную помощь для ухода за детьми.

·         Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.

·         Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «зелёных»).

·         Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.

·         Секуляризированная и открытая прогрессивная социальная политика.

·         Внешняя политика, соответствующая принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.

·         Демилитаризация, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках.

·         Защита интересов трудящихся, рабочих, крестьян, интеллигенции, средних слоев населения.

Либертарные социалисты «выступают за отмену частной собственности на средства производства и отмену (национального) государства как ненужного и вредного института. В конечном итоге, с этим согласно большинство марксистов, но для либертарных социалистов принципиальны  антиавторитаризм и  антиэтатизм, а также антипарламентаризм. Являясь антикапиталистами и противниками нерегулируемой рыночной экономики (за исключением прудоновских мютюэлистов[3]), либертарные социалисты чётко отличаются от либертарианцев.

Отрицая использование парламентаризма и государственного аппарата для преобразования общества (хотя обычно они считают, что парламент и государственный аппарат необходимо захватить, чтобы он не мешал), либертарные социалисты поддерживают разные формы низовой самоорганизации, включая рабочие советы, независимые синдикаты, добровольные ассоциации, коммуныкооперативы, механизмы прямой демократии и демократии участия. Считается, что подобные либертарно-социалистические принципы самоорганизации были реализованы в годы Испанской революции[4].

Большинство либертарных социалистов поддерживает революционное свержение капиталистического строя (в революционном синдикализме, например, посредством всеобщей забастовки), при этом существует отводимая к Генри Дэвиду Торо и Л.Н. Толстому  традиция  анархо-пацифизма и ненасильственного гражданского сопротивления.

Особое внимание в либертарно-социалистических течениях уделяется вопросам личной свободы (известны слова Михаила Бакунина: «Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость, социализм без свободы — это рабство и животное состояние»). Соответственно, они поддерживают борьбу против патриархата и за равноправие женщин (анархо-феминизм и социалистический феминизм[5].

Социал-реформаторы исповедуют систему взглядов, отстаивающую возможность постепенного изменения общества средствами эволюционного приближения к социализму или улучшения существующей капиталистической системы в процессе накопления реформ через компромиссы, и в конечном итоге может привести к совершенно иной экономической системе и общественной формации; отрицают необходимость революции. Социал-реформаторы часто состоят в социал-демократических партиях, относясь, как правило, к их умеренному крылу.

Однако в настоящее время демократические социалисты, выступая за проведение социальных реформ, не отрицают необходимость революций в тех случаях, когда проведение реформ невозможно из-за существования репрессивной диктатуры.

В тех случаях, когда угнетение народа становится нетерпимым и путь реформирования перекрыт диктатурой, демократические социалисты приветствуют народную демократическую революцию, расчищающую завалы на пути прогресса.  Аналогом такой революции является упомянутая выше революция в Испании 1936-1939 гг.

Еврокоммунисты и неомарксисты сторонники ряда коммунистических партий Западной Европы, выступавшие в 70-80-х гг. против руководства КПСС коммунистическим движением, против концепции диктатуры пролетариата и отсутствия политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма.

Вместе с тем, еврокоммунизм декларировал верность  марксизму  (не марксизму-ленинизму) отказавшись от ряда его второстепенных идеологических позиций, однако  формально не идентифицировал себя с социал-демократией.

В современной жизни наследники идей еврокоммунизма часто называют себя неокоммунистами или неомарксистами.

Они также могут быть на левом фланге сторонников демократического социализма. Проблема заключается в том, что у носителей данных идей имеется довольно большие различия в системе взглядов[6].

Идеология неокоммунизма (с учетом постоянного обновления идеологического багажа) далека ещё до окончательного формирования.

Социал-либералы. Вот как определяется понятие социал-либерализма в документах партии РОДП «Яблоко»:

«Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства — в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс её получить. В этом — отличие современного — социального — либерализма от его радикальной версии 19-го века. Социальный либерализм XXI века ориентирован на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства.

Пересмотр вульгарных подходов к реформам необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития нашей страны, угрожающие в будущем её единству. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Наш ориентир — общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок — не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать»[7].

Итак, переходим к вопросу о современных границах между левыми и правыми социал-демократами. Для удобства сведём различия в таблицу:

 

Перечень подходов

Левые социал-демократы

Правые социал-демократы

1

Будущее общество как политическая цель

Демократический социализм

Рыночный социализм или социальная демократия в условиях капиталистического рынка.

2

Отношение к основным видам собственности будущего общества

Общественная собственность на средства производства, включая государственную, кооперативную и коллективную.

Многоукладность экономики  при допущении и частной, и коллективных форм собственности на средства производства.

3

Отношение к видам собственности на этапе перехода к социализму

Многоукладность экономики  при допущении мелкой и средней частной собственности на средства производства и различных форм общественной собственности. Постепенный рост удельного веса общественной собственности по мере созревания экономических условий.

Отрицают социализм как конечную цель развития или за  социализм  выдается рыночный социализм или шведская модель социализма.

4

Желаемая политическая система

Демократия с элементами представительской власти и прямой демократии, в том числе, с активной ролью в обществе профсоюзов и трудовых коллективов.  

Демократия представительского типа (парламентская республика), выраженный социальный характер государственного вмешательства в экономику.

5

Отношение к авторитарным политическим режимам, в т.ч. к формально «левым»

Частые попытки использования авторитарных режимов в качестве временных тактических союзников против империалистических гигантов. При этом категорическое отрицание тоталитаризма.

Отрицание любой политической несвободы. Отрицание возможности блокирования с диктатурами против демократий.

Интересно мнение историков социал-демократии, например, Б.Ф. Славина, который справедливо считал, что «несмотря на имеющиеся разногласия, «правые», и «левые» в современном социал-демократическом движении исповедуют одни и те же мировоззренческие принципы и ценности, определяющие его идентичность. И те, и другие исходят из того, что лучшее будущее возможно; что каждый человек имеет равные права с другими, независимо от цвета кожи, этнического происхождения и исповедуемой религии; что социальная справедливость не должна допускать высокую поляризацию общества на богатых и бедных, что нужна общая солидарность людей во имя свободы, справедливости, прав человека и демократии…[8];

а также А.А. Галкина, который  писал о том, что три основных фактора позволяют социал-демократам с оптимизмом смотреть в будущее:

«Стремление к созданию такого устройства общества, которое бы отвечало интересам и потребностям каждой отдельной личности. Отсюда гуманизм, органически присущий социал-демократам.

Стремление к социальному равенству. Не в том смысле, как говорил один из лидеров СПС Б. Немцов, что левые хотят всех сделать равными или одинаковыми. На самом деле, никто из разумных социал-демократов этого никогда не хотел: естественно, люди от природы неравны. Здесь речь идет о равенстве возможностей, о равенстве доступа к социальным благам, о равенстве стартовых возможностей. Вот, о чем говорят, и что хотят социал-демократы. Наконец, стремление воплотить в жизнь свои альтернативные проекты, связанные с осуществлением основных ценностей социал-демократии: свобода, справедливость, солидарность, демократия»[9].

Хочется добавить, что в XXI веке различия между левыми и правыми эсдеками находятся вовсе не на тех рубежах, где они были сто лет назад. В самом деле, тогда, в начале XX века, левых олицетворяли Карл Каутский, Роза Люксембург, Карл Либкнехт, Юлий Мартов, а правых – Эдуард Бернштейн и Карло Росселли с его брошюрой «Либеральный социализм». Но теперь идеи Эдуарда Бернштейна, лёгшие в основу «демократического социализма», исповедуют, скорее левые социал-демократы.

Демократический социализм ныне стал прибежищем как части либертарных социалистов, так и части социал-реформистов. Что же касается классического марксизма, то его версия в ленинской интерпретации находится уже за пределами социал-демократической идеологии.

Версия неомарксизма, отрицающая ленинизм и признающая демократию как единственно возможный способ политического управления, ТАКЖЕ ВПОЛНЕ ВПИСАЛАСЬ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ и является теперь идеологией неокоммунистов.

Таким образом, ближайшие «соседи слева» для современных демократических социалистов – это различные варианты неокоммунистов. Те неокоммунисты, которые осуждают тоталитарную идеологию и ленинизм, являются ближайшими союзниками и товарищами левых социал-демократов. Те же марксисты, которые не смогли изжить советских идеологических ярлыков, могут быть отнесены к ультралевым, а при некоторых условиях, в основном связанных с попытками избавиться от демократических подходов, ультралевые явно смыкаются с ультраправыми.

Ближайшие «соседи справа» – это, разумеется, социал-либералы, на позиции которых то и дело скатываются многие лидеры европейских социал-демократов. В ряде случаев, когда идет борьба за разборы завалов полуфеодальных диктатур, социал-либералы являются естественными союзниками социал-демократов. Но в условиях развитой буржуазной демократии и рыночной экономики, социал-либералы обычно оттесняют наёмных работников от идей демократического социализма.

В чем же сущность подходов левых социал-демократов, в дополнение к тем, что характерны для всех течений социал-демократии (см. изложенные выше её принципы) [10]?

На этот вопрос отвечает ряд пунктов Франкфуртской декларации Социнтерна, программного документа левых социал-демократов:

«Научно-технический прогресс дал человечеству новые возможности, при помощи которых можно либо улучшить своё бытие, либо уничтожить всё существующее. Поэтому производство не может быть отдано на волю экономического либерализма, а должно систематически планироваться сообразно потребностям людей.

…Любая диктатура, где бы она ни существовала, является угрозой для свободы всех народов и, тем самым, миру во всём мире. Во всяком месте, где есть безудержная эксплуатация принудительного труда, будь то на коммерческом предприятии или под политической диктатурой, существует угроза для жизни и моральных норм всех народов.

Социализм стремится заменить капитализм системой, в которой общественные интересы имеют приоритет перед интересами частной собственности.

Непосредственные цели социальной политики состоят в полной занятости, высокой производительности труда, повышении жизненного уровня, социальной защите и справедливом распределении доходов и имущества. Такое планирование невозможно в условиях концентрации собственности в руках привилегированного меньшинства. Это требует эффективного демократического контроля над экономикой. Поэтому демократический социализм находится в резком противоречии  как с капиталистическим планированием, так и с тоталитарным планированием; обе эти системы исключают возможность общественного контроля над процессом производства и справедливым распределением его результатов.

Социалистическое планирование не предполагает общественной собственности на все средства производства. Она совместима с частной собственностью в таких важных отраслях, как сельское хозяйство, народные промыслы, розничная торговля, а также в предприятиях малого и среднего бизнеса. При этом государство должно препятствовать частным собственникам злоупотреблять их возможностями. Оно может и должно помочь им внести свой вклад в развитие производства и общественного богатства в рамках плановой экономики.

Профсоюзы и организации производителей и потребителей являются необходимыми элементами демократического общества; они не должны стать частью бюрократической машины или жёсткой корпоративной системы. Такие экономические организации должны участвовать в формировании общей экономической политики без узурпации конституционных парламентских полномочий.

Социалистическое планирование не означает, что все экономические решения принимает правительство или центральные власти. Экономическая власть должна быть децентрализована там, где это совместимо с целями планирования.

Все граждане должны предотвращать развитие бюрократии в общественном и частном секторах, влияя на процесс производства через свои организации или личную инициативу. Рабочие должны демократически управлять отраслями, в которых они работают.

Демократический социализм направлен на расширение свободы личности на основе экономической и социальной безопасности и повышения благосостояния.

…Социалисты выступают против тоталитаризма в любых формах потому, что он оскорбляет человеческое достоинство». [1]

Кто же сегодня в России называет себя социалистами и социал-демократами?

1.      Фальшивыми социал-демократами показали себя представители партии «Справедливая Россия», хотя эта партия и была принята в члены Социнтерна. По своей экономической программе партия является, скорее, либеральной, а в политике всё изначально свелось к поддержке узурпировавшей власть «элиты», сформированной в немалой степени из остатков бывшей партхозноменклатуры, включая функционеров ГБ.

2.      Имеются такие зарегистрированные фейковые партии типа «СДПР» (В. Милитарёв)., Это выморочное образование тоже поддерживает существующий режим, будучи призвано смазывать левый политический спектр в «нужную» сторону. Его активисты не стесняются участвовать в «русских маршах».

3.      Остатки старой СДПР, зарегистрированной в 1990, действуют в нескольких городах России. Наиболее деятельными являются Саратовское и Мурманское отделение партии. Недавно создана фракция СДПР (интернационалистов). Об их деятельности можно узнать здесь: http://mrija2.narod.ru/sdpr.html и http://sdpr-saratov.narod.ru/index/0-5.

4.      В Петербурге и нескольких других городах действует Российский социал-демократический союз молодежи. Длительное время лидером РСДСМ является Евгений Коновалов. Временный сайт организации http://sdsm.hkey.ru/rsdsm/.

5.      В Москве, Краснодаре и Екатеринбурге существует организация под названием «Левое социалистическое действие», в числе участников которой присутствуют неомарксисты, социал-демократы и либертарные социалисты. Сайт группы www.levsd.ru.

6.      Существует также «Российское социалистическое движение», сначала возникшее на основе идеологии троцкизма, но впоследствии впитавшее ряд других левых идей. Их сайт http://anticapitalist.ru/.

7.      От РСД «отпочковалась» недавно (с взаимным сохранением товарищеских отношений) левосоциалистическая группа «Открытая левая», см. http://openleft.ru/.

У первых двух организаций, как агентов влияния существующей российской власти, репутация безнадёжно испорчена.

Что касается старой СДПР, то помимо фракции интернационалистов (СДПР(и)) и отдельных известных политиков левого направления, её активистами продолжают считать себя некоторое число неадекватных блогеров, исповедующих любовь «к крепкой руке», а то и адептов национально-религиозного объединения вокруг новоявленного «вождя».

Тем не менее, существуют неплохие шансы на восстановление в России единой массовой социалистической организации.

Этому способствует активность социалистов в российском профсоюзном движении, активная работа на страницах социалистического Интернета, а также выход печатных и электронных СМИ, исповедующих социалистическую идеологию. 

Учитывая опыт европейских, а также латиноамериканских социалистических партий, имеющих богатый опыт нахождения во власти, современная российская партия с-д толка должна представлять собой широкий спектр представленных выше течений, т.е. иметь как левое крыло, так и правое.

Тем самым такая партия могла бы оперативно реагировать на вызовы времени в различных политических и экономических ситуациях. Тем не менее, важнейшим для российских активистов и политиков левого толка является вопрос о реагировании на нынешнюю обстановку в России. Здесь следует признать, что в условиях экономического кризиса и преступной политики правящего режима как внутри страны, так и вне её, на первом плане борьбы стоит требование единства всех демократических сил для прекращения имперской политики, приведшей к актам агрессии против бывших братских республик и народов. Программой минимум является свержение коррумпированной власти новой номенклатуры, состоящей из силовиков, олигархов и чиновников.

Кроме того, в интересах социалистов было бы довести до логического конца начатые в 90-е гг. рыночные реформы, поскольку это единственный материальный путь повышения искомого уровня жизни народа, с успехом пройденный развитыми демократическими странами. Преодолев идеалистическую «детскую болезнь левизны в социализме», мы не можем не поддержать те экономические либеральные программы, которые нацелены не просто на свободу предпринимательства, но и имеют в виду социальную составляющую любых преобразований, проваленную в переходный период к рынку в начале 90-х.

То, что наша страна является богатейшей в мире по природным ресурсам, даёт основания для предположения, что после свержения диктатуры и проведения демократических преобразований нам удастся в исторически небольшой срок диверсифицировать экономику и перейти с пути догоняющего развития – безнадёжного по опыту как советского времени, так и путинского сидения на нефтегазовой игле – на путь динамичного интенсивного развития, что позволит войти в число развитых стран, имеющих полновесный бюджет и высокий уровень благосостояния.

 

Помимо Википедии, ЖЖ, сайтов политических партий и организаций, использованы материалы интернет - ресурсов по названиям известных документов:

1. Франкфуртская декларация Социнтерна, 1951.

2. Годесбергская программа СДПГ, 1959.

3. «На пути к единой социалистической партии». Письмо 14 социалистов, 1952.

4. Декларация социалистов России, 2013.

5. Программа Левой партии Германии «Die Linke», 2011.

6. Манифест Левого социалистического действия, 2015.

7. Декларация принципов Социнтерна, 1989.

 



[1] Programme der deutschen Sozialdemokratie. – Bonn, 1995. – S.174; Орлов Б.С. Новая программа германской социал-демократии: Итоги идейной дискуссии в СДПГ. – М., 2008. С.71.

[2] Цит. с сайта Союза социал-демократов, см. интернет-ресурс: http://www.sdorg.ru/what_is_socdem.

[3] От франц. mutuel — взаимный. Согласно БСЭ, мютюэлизм отрицал необходимость классовой борьбы и революции, проповедуя в качестве средства разрешения социального вопроса создание обществ взаимопомощи, производственных и потребительских кооперативов и т. п. - ред.

[4] Имеются в виду события 1931-1939 гг., закончившиеся поражением республиканцев. – Ред.

[6] Например, в сегодняшней России среди них выявились сторонники имперской внешней политики реакционного путинского режима. – Ред.

[7] Сайт «Яблока». Интернет-ресурс: http://www.yabloko.ru/content/programma_demokraticheskij_manifest.

[8] Сайт журнала «Организмика»:    http://www.organizmica.org/archive/311/pl.shtml.

[9] См. Галкин А.А. «Социал-демократия у развилки» в сборнике  «Социал-демократия в современном мире», интернет-ресурс:  http://188.127.236.217/files/pf55/048348.pdf.

[10] Возможно, это объясняется неравномерностью развития общества, с которой связаны идейные течения социал-демократии и социал-либерализма – ред.

 

← Назад